Как конфликт между Ираном и Израилем влияет на мировую логистику
26 июня
# Новости рынка
Июнь 2025 года стал очередным тревожным рубежом для мировой логистики. Обострение конфликта на Ближнем Востоке, участие США в ударах по Ирану и возможное закрытие Ормузского пролива усилили нестабильность и так перегруженных глобальных цепочек поставок. Судоходные линии корректируют маршруты, авиакомпании отменяют рейсы, а страховщики пересматривают тарифы.
В этой статье собрали главное – что происходит и как это отражается на перевозках по ключевым направлениям.
Ормузский пролив под угрозой: как это сказывается на перевозках
Ормузский пролив – один из важнейших маршрутов для мировой торговли энергоресурсами. Через него ежедневно проходит до 20% всей глобальной нефти, а также значительные объёмы контейнерных грузов, следующих в ОАЭ, Саудовскую Аравию, Ирак и страны Южной Азии.
На фоне заявлений иранских властей о возможной блокаде пролива:
• судоходные компании уже перенаправляют суда в обход зоны риска: через Оман, Саудовскую Аравию или даже мыс Доброй Надежды;
• страховые сборы выросли более чем на 60%. В первую очередь для судов, следующих через пролив;
• увеличивается стоимость топлива и фрахта, а маршруты становятся длиннее и дороже. Хотя Ормуз не является ключевым для глобального контейнерооборота (менее 4%), он напрямую влияет на хабы, такие как Джебель-Али и Хор-Факкан, а значит — и на всю систему доставки в Персидском заливе и Южной Азии.
Суэцкий канал: надежды на восстановление не оправдались
Если в начале года логистическое сообщество надеялось на частичное восстановление маршрутов через Суэцкий канал, то сейчас эти ожидания почти полностью рассеялись. После серии атак и обострения конфликта, группировки хуситов в Йемене заявили о поддержке Ирана и открытом противостоянии США и Израилю. Суэцкий путь остаётся под угрозой из-за высокой вероятности атак на торговые суда в Красном море.
На фоне новых обострений:
• большинство перевозчиков по-прежнему избегают маршрутов через Суэц, продолжая идти в обход через мыс Доброй Надежды;
• растёт риск для грузов, следующих из Азии в Европу по традиционному пути;
• вместо стабилизации мы наблюдаем дальнейшую фрагментацию глобальных морских маршрутов, что увеличивает сроки и снижает предсказуемость поставок.
Таким образом, на ближайшие месяцы возвращение к прежней логистической модели с активным использованием Суэцкого канала представляется маловероятным.
Воздушная логистика: риски растут с каждым днём
Вторая зона турбулентности – авиационные маршруты через Ближний Восток. После ударов Ирана по американским базам в Катаре и Ираке воздушное пространство Катара, Бахрейна, ОАЭ было временно закрыто, а рейсы начали перенаправлять на запасные аэродромы.
Авиакомпании Emirates, Qatar Airways, Etihad Airways, Gulf Air, Singapore Airlines, British Airways, Air India, KLM, Japan Airlines ряд других временно приостановили рейсы в регион.
Данные отслеживания рейсов FlightAware показали, что сразу после 10:30 утра по восточному времени во вторник было зафиксировано 382 отмены рейсов по всему миру, тогда как в понедельник было зафиксировано 834 отмены. Такая ситуация может привести к росту цен на авиаперевозки и увеличению сроков транзита на направлениях из Азии в Европу и обратно.
Особую тревогу вызывает возможный удар по модели Sea-Air: Дубай играет важную роль как перевалочный узел для грузов из Азии в Европу. Любое ограничение его работы ударит по срокам и стоимости доставки, а также увеличит нагрузку на другие хабы, например, в Сингапуре и Коломбо.
Несмотря на то, что основной очаг конфликта сосредоточен в районе Ирана и Израиля, последствия могут быть куда шире, особенно если ситуация затянется или будет усилена санкциями, ограничениями на транзит и доступ к ключевым портам. Поэтому планирование и гибкость в логистике – не просто тренд, а необходимость.
В таких условиях бизнесу стоит действовать на опережение:
1. Переосмыслить маршруты: если ваш груз идёт через Персидский залив или Ближний Восток, рассмотрите альтернативы.
2. Заложить буферы по срокам и бюджету: особенно на чувствительных к задержкам направлениях (FMCG, проектная логистика, экспресс).
3. Проверить страховое покрытие: обращайте внимание на покрытие политических и военных рисков, особенно в мультимодальных схемах.
4. Держать руку на пульсе: ситуация развивается динамично, необходимо следить и оперативно реагировать на изменения.
Источники:
CNBC, 22.06.2025
The Guardian, 22.06.2025
Fortune, 24.06.2025