Каботажные перевозки по-новому: разъяснения от Минтранса РФ для перевозчиков из ЕАЭС
30 апреля
# Новости рынка
Каботажные перевозки по-новому: разъяснения от Минтранса РФ для перевозчиков из ЕАЭС
С 1 марта 2025 года в России вступили в силу новые правила выполнения каботажных автомобильных перевозок для перевозчиков из стран ЕАЭС. Однако из-за разных сроков вступления в силу нормативных актов, а также технических и процедурных вопросов у перевозчиков возникло множество неясностей. Чтобы избежать ошибок и штрафов, важно разобраться, как правильно работать по новым требованиям. Специалисты Министерства транспорта России предоставили официальные разъяснения, которые помогут участникам рынка. Мы подготовили краткий обзор ключевых вопросов и ответов.
Нововведения напрямую касаются белорусских, казахстанских и других перевозчиков из ЕАЭС, планирующих выполнять внутренние рейсы по России после завершения международной перевозки. Правильное оформление документов, регистрация в информационной системе и соблюдение сроков — критически важны для соблюдения законодательства и предотвращения простоев.
Какие вопросы разъяснил Минтранс России?
1. Почему Приказ Минтранса №398 вступает в силу позже остальных документов (с 1 сентября)?
Потому что для работы по этому приказу необходима отдельная информационная система в составе ГИС ЭПД. Она пока технически не готова, поэтому запуск перенесли на сентябрь.
2. Как зарегистрироваться в системе электронных перевозочных документов epd-portal.ru?
Иностранные перевозчики смогут создать личный кабинет напрямую на портале без регистрации через госуслуги. Это упростит доступ к системе.
3. Нужно ли использовать электронную транспортную накладную?
Нет. Пока электронные накладные использовать невозможно из-за отсутствия технической возможности у иностранных перевозчиков. Но можно загружать скан-копии бумажных накладных в личный кабинет.
4. Можно ли подать заявку на каботаж заранее, до завершения международной перевозки, если в CMR еще нет подписи грузополучателя?
Нет. Копия CMR, которая прикладывается к заявке, должна содержать отметку о приемке груза (графа 24), иначе заявку не примут.
5. Когда приходит решение по заявке?
Ространснадзор рассматривает заявку в течение 24 часов и размещает решение в личном кабинете перевозчика. Это решение действует, даже если документ не подписан усиленной электронной подписью (например, в выходной день).
6. Почему нельзя исключить из заявки копии договоров и заявок на перевозку?
Потому что эти данные нужны для оценки влияния каботажных перевозок на внутренний рынок России. Информация будет использоваться только для внутренней аналитики в обезличенном виде.
Мы рекомендуем всем перевозчикам внимательно ознакомиться с разъяснениями перед началом работы по каботажным перевозкам в РФ. Это поможет избежать юридических рисков и непредвиденных задержек в пути.
Полный текст официальных разъяснений доступен по ссылке: Ассоциация БАМАП: Разъяснения по каботажным перевозкам в РФ